Пурбо Дамбиев: Я устраивался на работу с тайным умыслом - читать книги и пить чай, а по вечерам писать свои рассказы

30.10.2019 15:48:32 (GMT+12)

Пурбо Дамбиев: Я устраивался на работу с тайным умыслом - читать книги и пить чай, а по вечерам писать свои рассказы
В этом году я, начинающий журналист с Камчатки, прошла обучение во Всероссийской школе писательского мастерства в городе Хабаровске. Я получила знания, необходимые для творческого развития, и опыт общения с очень интересными людьми. Одним из моих новых знакомых стал бурятский прозаик Пурбо Дамбиев. Первая встреча с ним произошла на одном из мастер-классов. Все участники расселись полукругом перед большим столом, за которым сидел наставник. Я заняла свободный стул. Моим соседом оказался Пурбо. Его очень удивил мой юный возраст (15 лет). Потом мы немного пошутили насчет одежды. Он похвалился, что на 4 дня взял с собой две рубашки и одну пару носков. Пришел мой черед удивляться такой беспечности.  На остальных мастер-классах мы уже привычно сидели вместе и обсуждали работы участников. Чаще всего в этих работах не было ничего необычного, а рассказ Пурбо меня удивил. Он отличался от других легкостью и атмосферностью. Остальные участники старались показать свое превосходство, казаться значимей, чем они есть, а Пурбо был самим собой и стал лучшим учащимся этой Школы. Мне захотелось побольше узнать о его отношении к писательской деятельности, и после очередного мастер-класса мы задержались для интервью.  

- С чего начался ваш путь прозаика?

- Был тяжелый период в жизни, начал писать прозу, короткие рассказы. Читал их друзьям, и тем нравилось. Один из них уговорил подать сочинение на литературный конкурс. Так я впервые опубликовался в сборнике «Новая проза».

- Вы окончили Бурятский государственный университет по специальности «историк». Помогает ли вам эта профессия в написании произведений?

- Помогает ли мне образование историка в жизни? Помогает, и даже очень. Могу, допустим, сохранить свои деньги, предвидев обвал валюты. Но вот в литературе сознательно не пишу ничего исторического, так как меня внимательно читают несколько бывших одногруппников. Они могут найти 100500 ошибок, а это основание для бесконечного тролинга. Такое счастье им я не предоставляю.

- Я узнала о существовании вашего паблика «Бурятская поэзия» (далее «БП») в «ВКонтакте». Успешно ли он развивается? Есть ли какие-то условия для публикации работы писателя на «стене» группы?

- Паблик этот создавался очень давно. Сейчас там более 8 000 подписчиков. Развивается он самотеком, стихийно. Просто на момент создания «БП» я не нашел в «ВКонтакте» сообщество бурятской поэзии, что сильно опечалило. Изначально мы с коллегами публиковали только местную классику. Потом отдельные авторы стали просить обнародовать их стихотворения. Так мы стали публиковать всех земляков. Редактуру произведений не делали. Уровень мастерства у авторов был разный. Со временем из авторов, которые пишут лучше большинства, сформировался костяк. Многие из них уже состояли в творческих объединениях. В 2014 году общественный деятель Таисия Галкова предложила создать филиал федерального проекта «Чтецы», даже сама приехала из Новосибирска, чтобы помочь. Родом она из Улан-Удэ. Проект объединил поэтов и музыкантов, которые непросто пишут время от времени, а живут творчеством. То есть, в «Бурятской поэзии» пишут все. А самые интересные работы мы разбираем на литературных собраниях и вечерниках. Но в последнее время я перестал активно собирать людей, наверное, из-за недостатка времени.

- Кем вы сейчас работаете?

- Я библиотекарь.

- От одного знакомого библиотекаря я слышала, что из-за профессии, он вынужден читать не то, что сам хочет, а то, что требуется по роду его деятельности. Вы согласны?

- Я устраивался на работу с тайным умыслом читать книги и пить чай, а по вечерам писать свои рассказы. Реальность оказалась жестока - пить чай, почитывая Бродского, времени нет вообще. А после работы я прихожу домой, как выжатый лимон, и хочу только поесть и уснуть. Читаю я только, когда еду поездом в другой город. Строю планы! Иногда целую неделю выбираю, с какой книгой познакомлюсь в этот раз. Так что читаю только то, что интересно лично мне.

- Пробовали ли вы себя в поэзии?

- Да, есть даже паблик в «ВКонтакте» с моими стихотворениями.

- Вы считаете себя хорошим поэтом?

- Нет, не считаю. Не вижу для себя перспектив в поэзии, если честно.

- Сколько, примерно, произведений вы написали? Какую работу вы считаете своей «визитной» карточкой?

- Точную цифру назвать не смогу, но достаточно. А вот опубликовал совсем немного. Считаю, что козырять особо нечем. Много сырого, над чем ещё нужно поработать.  

- Какой жанр литературы вы предпочитаете?

- Люблю историю и философию.

- На какого писателя равняетесь?

- Товарищ сказал мне, что нельзя ни на кого равняться, надо быть уникальным, а как быть таким – не сказал. Но люблю и уважаю творчество Намжила Нимбуева, Дондока Улзытуева, Исая Калашникова. Есть интересные вещи у Булата Молонова. Из зарубежных авторов впечатлили Эрих Мария Ремарк и Джек Лондон, из российских - Ильф и Петров, Сергей Довлатов, Николай Носов (его серия про Незнайку - шедевр!)

- Ждете ли вы вдохновения или ставите для себя суточную норму?

- Я жду свободного дня!

- Согласны ли вы с высказыванием, что все начинающие писатели пишут беллетристику?

- Не так много людей, которые пишут значительные вещи. Легкое чтиво можно писать всю жизнь, при этом творчески расти, развивать технику и мастерство. Это тоже хорошо.

- Как вы считаете, востребованы ли сейчас такие профессии, как писатель, поэт, литератор, литературовед, библиотекарь и другие? Согласны ли вы с тем, что технические науки вскоре вытеснят гуманитарные?

- Хороший программист может сделать отличный скелет сайта, но он не сделает текстовое наполнение, а ведь смысл существования любого сайта – это информация. Сейчас очень нужны люди, умеющие работать с текстом, это факт. Грамотный SMM-щик, редактор, рекламщик, литератор без хлеба не останутся.

- Считаете ли вы достаточным уровень начитанности нынешней молодежи, если сравнивать его, например, с молодежью 20 века?

- Смысл чтения в получении информации. В этом плане новое поколение гораздо больше потребляет информации не только из книг, но и из видео, социальных сетей и прочих источников. Качество контента - вопрос очень спорный. Я бы не сказал, что старшее поколение поголовно читает классическую литературу. А ко мне в библиотеку приходит много детей и подростков, что не может не радовать.

- Как вы относитесь к электронным книгам и чтению онлайн-книг? Каким книгам вы отдаете свое предпочтение: бумажным или электронным?

- Электронные версии книг – величайший из прорывов в книжном деле. Само книгопечатание – очень дорогой процесс, а книги в телефоне – дешево, доступно, экологично. Плюс ко всему, это позволяет издаваться большему количеству авторов, среди которых могут быть настоящие таланты!

- Будете ли вы своих детей приучать к чтению, прививать им любовь к книгам?

- Наверное, нет. Это будет их выбор. Возможно, дам какой-то минимальный список. Даже не задумывался об этом всерьез.

- Есть ли у вас в семье традиции, связанные с книгами?

- Несколько поколений моих предков не имели высшего образования, но все уделяли много времени и сил самообразованию и чтению, очень много читали произведений на бурятском языке. Традиция уважения книги всегда была в семье. Книги нельзя было оставлять на улице, класть на пол. Нужно было следить за их состоянием.

- Какие уроки для себя вы вынесли, пройдя школу обучения писательского мастерства в Хабаровске?

- Надо писать, находить время, редактировать свой текст. Это важно.

- Вы являетесь победителем данного форума и летите на его следующий этап, который пройдёт в Ульяновске. Как думаете, что вас там ждет?  

- Что ждет – не знаю. Да и ничего особенного не жду. Текст, который я подал, сыроват, но с потенциалом. Его скорее всего раскритикуют. Посмотрю людей, город. Я западнее Новосибирска ещё не бывал.

- Желаю вам удачи!

Софья МЕЛЬНИЧУК,
обучающаяся студии журналистики «Окно в мир»
Школы юных литературных дарований.

Делитесь новостями Камчатки
в социальных сетях: